Экспериментальный проект 2021-2024
Экспериментальный проект
“Апробация методики оценки педагогической эффективности современных образовательных технологий в преподавании учебных дисциплин профессионального компонента”
Руководитель проекта: Пуйман Сергей Александрович, факультет повышения квалификации и переподготовки кадров, заведующий кафедрой общей и профессиональной педагогики учреждения образования «Республиканский институт профессионального образования» (2021/2022 учебный год); Демидко Вероника Владимировна, старший преподаватель кафедры общей и профессиональной педагогики учреждения образования «Республиканский институт профессионального образования» (2022/2023 учебный год)
Сроки проведения экспериментальной деятельности:
2021-2024 годы (проект завершён)
Цель исследования: научно обосновать, разработать и апробировать методику оценки педагогической эффективности современных образовательных технологий в преподавании учебных дисциплин профессионального компонента.
Задачи исследования:
-
Обосновать выбор современных образовательных технологий, проанализировать и обобщить опыт их реализации в практике работы преподавателей с целью выявления их педагогической эффективности.
-
Обосновать критерии и показатели педагогической эффективности образовательных технологий в преподавании учебных дисциплин профессионального компонента.
-
Осуществить экспериментальную апробацию разработанной методики и диагностику ее педагогической эффективности.
-
Разработать методические рекомендации по реализации методики оценки педагогической эффективности современных образовательных технологий.
Результаты экспериментальной деятельности
В ходе работы над проектом членами творческой группы была разработана и апробирована методика оценки эффективности педагогических технологий на основе анализа педагогической литературы, в которой рассматриваются различные точки зрения в отношении определения критериев эффективности образовательных технологий. Мы выделили 9 наиболее важных, на наш взгляд, критериев, согласно которым мы можем определить эффективность современных образовательных технологий, применяемых преподавателями колледжа на уроках по учебным предметам профессионального компонента. Методика представлена в таблице 1.
Таблица 1
Этап |
Методика оценки эффективности педагогических технологий |
|||
I |
Изучение и анализ научной литературы, педагогического опыта по применению современных образовательных технологий |
|||
II |
Выбор педагогической технологии для применения по конкретному учебному предмету |
|||
III |
Проведение учебных занятий с применением исследуемой технологии, разработка дидактических материалов |
|||
IV |
Оценка эффективности исследуемой технологии по ряду критериев (на начальном этапе изучения предмета и по завершении) |
|||
№ п/п |
Критерии эффективности |
Показатели эффективности |
Методы исследования |
Качественное и количественное выражение показателей эффективности |
1 |
Надпрофессиональные компетенции учащихся |
Наличие условий для формирования определенных надпрофессиональных компетенций учащихся в пределах учебного предмета |
Педагогическое наблюдение и анализ |
В баллах от 1 до 5 |
2 |
Надпрофессиональные компетенции учащихся |
Уровень сформированности надпрофессиональных компетенций учащихся |
Анализ педагогом деятельности обучающихся |
В баллах от 1 до 5 с переводом в % |
3 |
Надпрофессиональные компетенции учащихся |
Уровень сформированности надпрофессиональных компетенций учащихся |
Самоанализ деятельности обучающихся (анкетирование) |
В баллах от 1 до 5 с переводом в % |
4 |
Профессиональные знания и умения учащихся |
Достижение высоких результатов учащихся |
Анализ успеваемости учащихся по учебному предмету |
% качественной успеваемости по учебному предмету |
5 |
Мотивация к обучению |
Устойчивая мотивация к обучению |
Тестирование учащихся |
0-20 баллов |
6 |
Интенсивность образовательного процесса |
Напряженная, активная учебно-познавательная деятельность учащихся, достижение высоких результатов учащихся |
Педагогическое наблюдение, анализ успеваемости учащихся по учебному предмету |
Да/нет, % качественной успеваемости по учебному предмету |
7 |
Рациональный подход к образовательному процессу |
Рационально построенный урок (целеполагание, основные этапы, согласованность целей, содержания урока и используемых элементов технологии), достижение высоких результатов учащихся |
Педагогическое наблюдение, анализ успеваемости учащихся по учебному предмету |
Да/нет, % качественной успеваемости по учебному предмету
|
8 |
Оптимизированность образовательного процесса |
Достижение максимально возможных для каждого учащегося результатов учебно-познавательной деятельности в конкретных условиях процесса обучения при минимальных затратах времени, усилий и средств. Снижение нарузки на педагога на уроке, отсутствие перегрузок учащихся |
Педагогическое наблюдение, анализ ( т.н. дневник рабочего времени) |
Да/нет
|
9 |
Комфортная образовательная и здоровьесберегающая среда |
Личностный, социальный, образовательный комфорт обучающихся, субъект-субъектные отношения между преподавателями и учащимися |
Педагогическое наблюдение, тестирование |
Да/нет
|
V |
Оценка эффективности исследуемой технологии по показателям профессионально-педагогической компетентности преподавателя (технологическая культура педагога, наличие собственного опыта, взаимосвязь компонентов технологии, саморазвитие участников образовательного процесса) |
|||
VI |
Формулирование выводов об эффективности/неэффективности применяемой технологии по конкретному учебному предмету |
|||
VII |
Разработка методических рекомендаций по выбору наиболее эффективных образовательных технологий |
Ознакомиться с итоговым отчетом можно здесь https://disk.yandex.ru/i/TCE3q01IkQFlMw